Русский колокольчик
Чуть ли не с языческих времён при свободном выпасе скота и лошадей, особенно в лесистой местности, на шеи животным вешали колокольчики - болтала.
По их резкому, глуховатому, далеко слышному звуку можно было отыскать
бурёнку или лошадь, пасущуюся по лесным полянам. Кроме того, издревле
считалось, что звук болтала отпугивает хищного зверя. В известной
степени болтала можно считать прародителями поддужных колокольчиков. Поддужными их называли потому, что висели они под дугами запряжённых лошадей.
Дар Валдая
"Дар Валдая" - такая надпись отлита на многих поддужных колокольчиках,
даже тех, которые отлиты и в других местах. Слова "Дар Валдая"
появились после опубликования стихотворения поэта-декабриста Фёдора
Глинки "Сон русского на чужбине". Потом стихотворение, несколько
изменённое, было положено композитором А. Н. Верстовским на музыку:
Вот мчится тройка удалая
Вдоль по дороге столбовой.
И колокольчик, дар Валдая,
Звенит уныло под дугой.
Вдоль по дороге столбовой.
И колокольчик, дар Валдая,
Звенит уныло под дугой.
Первые поддужные колокольчики появились в 18-м веке. Зачастую на дугу подвешивали не один, а несколько колокольчиков. Если их было два, то более крупный, низкий по звучанию, назывался в народе мужик; меньший по размеру и тоном повыше называли бабой. Если же подвешивали сразу три, то самый крупный выполнял роль баса, а два других - роль подголосков.
На колокольчиках
отливали различные надписи : "Сдалеча весточку собою подавай"; "Езжай -
поспешай, звони - утешай"; "Звенит - потешает, ездить поспешает"; "Купи -
не скупись, езди - веселись"; "Звону много - веселей дорога"; "Купи,
денег не жалей - со мной ездить веселей"; "Спеши на родину". Однако чаще
всего на колокольчиках была надпись " Дар Валдая ".
По древнему обычаю, к свадьбе жених дарил невесте колокольчик. В этом случае на нём делали такую надпись: "Кого люблю, тому дарю". После свадьбы колокольчик
помещался в доме на видном месте. Считалось, что его чистый звук
отпугивает все семейные невзгоды. Старые и опытные люди говорили, что по
нежности и тонкости такого колокольчика могут определить, крепко ли любит жених невесту.
Особый звук свадебного колокольчика
объясняли тем, что по поверью, мастер отливал его под пение девушек, и
их голоса, проникая в металл и потом вырвашись на свободу, звучали в
голосе колокольчика. О важности такого подарка говорит и то, что если колокольчик по какой-то причине не был отлит к свадьбе, то она могла и расстроиться.
С историей литья некоторых колоколов
связано много легенд и преданий. Вот, например, что пишет летописец во
второй Софийской летописи в 1478 году: "8 февраля на соборе Князь
Великий (царь Иван III) велел колокол вечевой спустити и вече разорити, а
5 марта на Москву пришёл Князь Великий из Новгорода, и колокол вечевой
привезите в Москву и привезите быть, и вознести его на колокольницу".
По
легенде всё было иначе. Когда вечевой колокол, символ свободолюбивого
Новгорода, сняли и привезли в Москву, сани на крутом повороте
опрокинулись, и колокол разбился. Поэт К. Случевский так описывает эти
события:
Глядели бледною толпой,
Как медный колокол с их веча
По воле царской снят долой!
Разбили колокол, разбили.
Сгребли валдайцы медный сор
И колокольчики отлили,
И отливают до сих пор!
И отливают до сих пор!
Из рода в род, передавая,
Хранит народная молва
О колокольчиках Валдая
Сказаний ясные слова.
Их звон, как будто издалече
Через веков седую даль,
Доносит гул грозовый веча
И песен нежную печаль.
Хранит народная молва
О колокольчиках Валдая
Сказаний ясные слова.
Их звон, как будто издалече
Через веков седую даль,
Доносит гул грозовый веча
И песен нежную печаль.
Комментариев нет:
Отправить комментарий