«Когда-то Коляду
воспринимали не как ряженого. Коляда был божеством, причем одним из
влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали предновогодние
дни, в его честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках.
Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря
1684 года. Полагают, что Коляда признавался славянами за божество
веселья, потому-то его и призывали, кликали в новогодние празднества
веселые ватаги молодежи».
А.Стрижев «Народный календарь»
Коляда — солнце-младенец, в славянской мифологии — воплощение
новогоднего цикла, а также персонаж праздников, сходный с Овсенем.
Коляда — поворот Солнца на весну — праздновался в период Больших зимних
святок, проходивших с 24 декабря по 5 января.
Славяне отмечают Коляду, когда день «на воробьиный скок» прибыл, и
начинает разгораться зимнее солнце. Перед празднеством кудесник воет
волком (вещий вой), прогоняя злых духов. По окончании зачина, всем
подносится братина с хмельным напитком, и обавник (читающий славления и
приговоры на обрядах во время праздников) восклицает:
«Овсень, куда едешь? Мосты мостить!
Кому ездить? Коляде государю!
На чем ему ездить?
На солнечной свинке!
Чем погонять?
Поросенком!»
Накануне Нового года дети собирались колядовать под окнами богатых
крестьян, величали хозяина в песнях, твердили имя Коляды и просили
денег. Святошные игрища и гадания — остатки этого праздника древних.
Обряды сохранились в народе и в последнее время становятся все более
популярными. «Колядники» рядятся в одежды, изображают зверей, чертей, с
музыкой, с торбами, в которые собирают угощения, ходят по улицам, поют
колядки. Коляда — веселое, желанное божество.
Поедая обрядовое печенье в виде коров (каравай, рогалики), поминают
Тура. Вместо жертвенного ягненка едят печенье в виде бараньей головы
(баранки, кренделя). Непременно нужно попробовать узвар и кутью.
Праздник заканчивается игрищами. Обязательно нужно вкатить горящее
колесо в гору со словами: «В гору катись, с весной воротись».
Источник: http://www.calend.ru/holidays/0/0/1702/
© Calend.ru
Источник: http://www.calend.ru/holidays/0/0/1702/
© Calend.ru
Когда-то Коляду
воспринимали не как ряженого. Коляда был божеством, причем одним из
влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали предновогодние
дни, в его честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках.
Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря
1684 года. Полагают, что Коляда признавался славянами за божество
веселья, потому-то его и призывали, кликали в новогодние празднества
веселые ватаги молодежи».
А.Стрижев «Народный календарь»
Коляда — солнце-младенец, в славянской мифологии — воплощение
новогоднего цикла, а также персонаж праздников, сходный с Овсенем.
Коляда — поворот Солнца на весну — праздновался в период Больших зимних
святок, проходивших с 24 декабря по 5 января.
Славяне отмечают Коляду, когда день «на воробьиный скок» прибыл, и
начинает разгораться зимнее солнце. Перед празднеством кудесник воет
волком (вещий вой), прогоняя злых духов. По окончании зачина, всем
подносится братина с хмельным напитком, и обавник (читающий славления и
приговоры на обрядах во время праздников) восклицает:
«Овсень, куда едешь? Мосты мостить!
Кому ездить? Коляде государю!
На чем ему ездить?
На солнечной свинке!
Чем погонять?
Поросенком!»
Накануне Нового года дети собирались колядовать под окнами богатых
крестьян, величали хозяина в песнях, твердили имя Коляды и просили
денег. Святошные игрища и гадания — остатки этого праздника древних.
Обряды сохранились в народе и в последнее время становятся все более
популярными. «Колядники» рядятся в одежды, изображают зверей, чертей, с
музыкой, с торбами, в которые собирают угощения, ходят по улицам, поют
колядки. Коляда — веселое, желанное божество.
Поедая обрядовое печенье в виде коров (каравай, рогалики), поминают
Тура. Вместо жертвенного ягненка едят печенье в виде бараньей головы
(баранки, кренделя). Непременно нужно попробовать узвар и кутью.
Праздник заканчивается игрищами. Обязательно нужно вкатить горящее
колесо в гору со словами: «В гору катись, с весной воротись».
Источник: http://www.calend.ru/holidays/0/0/1702/
© Calend.ru
Источник: http://www.calend.ru/holidays/0/0/1702/
© Calend.ru
Когда-то Коляду
воспринимали не как ряженого. Коляда был божеством, причем одним из
влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали предновогодние
дни, в его честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках.
Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря
1684 года. Полагают, что Коляда признавался славянами за божество
веселья, потому-то его и призывали, кликали в новогодние празднества
веселые ватаги молодежи».
А.Стрижев «Народный календарь»
Коляда — солнце-младенец, в славянской мифологии — воплощение
новогоднего цикла, а также персонаж праздников, сходный с Овсенем.
Коляда — поворот Солнца на весну — праздновался в период Больших зимних
святок, проходивших с 24 декабря по 5 января.
Славяне отмечают Коляду, когда день «на воробьиный скок» прибыл, и
начинает разгораться зимнее солнце. Перед празднеством кудесник воет
волком (вещий вой), прогоняя злых духов. По окончании зачина, всем
подносится братина с хмельным напитком, и обавник (читающий славления и
приговоры на обрядах во время праздников) восклицает:
«Овсень, куда едешь? Мосты мостить!
Кому ездить? Коляде государю!
На чем ему ездить?
На солнечной свинке!
Чем погонять?
Поросенком!»
Накануне Нового года дети собирались колядовать под окнами богатых
крестьян, величали хозяина в песнях, твердили имя Коляды и просили
денег. Святошные игрища и гадания — остатки этого праздника древних.
Обряды сохранились в народе и в последнее время становятся все более
популярными. «Колядники» рядятся в одежды, изображают зверей, чертей, с
музыкой, с торбами, в которые собирают угощения, ходят по улицам, поют
колядки. Коляда — веселое, желанное божество.
Поедая обрядовое печенье в виде коров (каравай, рогалики), поминают
Тура. Вместо жертвенного ягненка едят печенье в виде бараньей головы
(баранки, кренделя). Непременно нужно попробовать узвар и кутью.
Праздник заканчивается игрищами. Обязательно нужно вкатить горящее
колесо в гору со словами: «В гору катись, с весной воротись».
Источник: http://www.calend.ru/holidays/0/0/1702/
© Calend.ru
Источник: http://www.calend.ru/holidays/0/0/1702/
© Calend.ru
«Когда-то Коляду воспринимали не как ряженого. Коляда был божеством, причем одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали предновогодние дни, в его честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках. Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 года. Полагают, что Коляда признавался славянами за божество веселья, потому-то его и призывали, кликали в новогодние празднества веселые ватаги молодежи».
А.Стрижев «Народный календарь»
А.Стрижев «Народный календарь»
Коляда — солнце-младенец, в славянской мифологии — воплощение новогоднего цикла, а также персонаж праздников, сходный с Овсенем.
Коляда — поворот Солнца на весну — праздновался в период Больших зимних святок, проходивших с 24 декабря по 5 января.
Славяне отмечают Коляду, когда день «на воробьиный скок» прибыл, и начинает разгораться зимнее солнце. Перед празднеством кудесник воет волком (вещий вой), прогоняя злых духов. По окончании зачина, всем подносится братина с хмельным напитком, и обавник (читающий славления и приговоры на обрядах во время праздников) восклицает:
«Овсень, куда едешь? Мосты мостить!
Кому ездить? Коляде государю!
На чем ему ездить?
На солнечной свинке!
Чем погонять?
Поросенком!»
Накануне Нового года дети собирались колядовать под окнами богатых крестьян, величали хозяина в песнях, твердили имя Коляды и просили денег. Святошные игрища и гадания — остатки этого праздника древних. Обряды сохранились в народе и в последнее время становятся все более популярными. «Колядники» рядятся в одежды, изображают зверей, чертей, с музыкой, с торбами, в которые собирают угощения, ходят по улицам, поют колядки. Коляда — веселое, желанное божество.
Поедая обрядовое печенье в виде коров (каравай, рогалики), поминают Тура. Вместо жертвенного ягненка едят печенье в виде бараньей головы (баранки, кренделя). Непременно нужно попробовать узвар и кутью.
Праздник заканчивается игрищами. Обязательно нужно вкатить горящее колесо в гору со словами: «В гору катись, с весной воротись».
Коляда — поворот Солнца на весну — праздновался в период Больших зимних святок, проходивших с 24 декабря по 5 января.
Славяне отмечают Коляду, когда день «на воробьиный скок» прибыл, и начинает разгораться зимнее солнце. Перед празднеством кудесник воет волком (вещий вой), прогоняя злых духов. По окончании зачина, всем подносится братина с хмельным напитком, и обавник (читающий славления и приговоры на обрядах во время праздников) восклицает:
«Овсень, куда едешь? Мосты мостить!
Кому ездить? Коляде государю!
На чем ему ездить?
На солнечной свинке!
Чем погонять?
Поросенком!»
Накануне Нового года дети собирались колядовать под окнами богатых крестьян, величали хозяина в песнях, твердили имя Коляды и просили денег. Святошные игрища и гадания — остатки этого праздника древних. Обряды сохранились в народе и в последнее время становятся все более популярными. «Колядники» рядятся в одежды, изображают зверей, чертей, с музыкой, с торбами, в которые собирают угощения, ходят по улицам, поют колядки. Коляда — веселое, желанное божество.
Поедая обрядовое печенье в виде коров (каравай, рогалики), поминают Тура. Вместо жертвенного ягненка едят печенье в виде бараньей головы (баранки, кренделя). Непременно нужно попробовать узвар и кутью.
Праздник заканчивается игрищами. Обязательно нужно вкатить горящее колесо в гору со словами: «В гору катись, с весной воротись».
В праздник зимнего Солнцеворота в честь Солнца возжигают священные костры, приносят жертвы… В обрядовых песнях народная Традиция донесла до нас память о древнем ритуале славления Богов:
«За горою крутою, за рекою быстрою
Стоят леса дремучие, огни горят горючие
Вокруг огня люди стоят,
Люди стоят, колядуют…»
«За рекою за быстрою
Леса стоят дремучие,
Огни горят великие,
Вокруг огней скамьи стоят,
Скамьи стоят дубовые,
На тех скамьях добры молодцы,
Добры молодцы, красны девицы
Поют песни — колядушки,
В средине них старик сидит,
Точит он свой булатный нож,
Котел кипит горючий,
Возле котла козел стоит,
Хотят козла зарезати»
На
Коляду в старину творился обряд обновления Огня: все Огни в селении
тушились, и при помощи трения добывался Новый (иначе – Живой). Новым
Огнём зажигали обрядовый костёр (в котором было принято сжигать старые
вещи – для очищения от отжившего свой срок), а после Огонь разносился по
домашним очагам. В это же время катали с горы горящее колесо – символ
набирающего силу Солнца:
«Колесо, гори-катись,
Со Весной Красной вернись!»
Со Весной Красной вернись!»
В
канун Коляды (вечером 24 стужня декабря) начинается святочное ряжение.
Ряженые (называемые в народе также славцами, нарятчиками, окрутниками,
кудесниками, колядовщиками и т.п.), одев личины, ходят по домам, поют
особые обрядовые песни (колядки), веселят люд потешными представлениями
(в коих нередко бывает скрыт глубокий смысл) и собирают подарки .
Колядное хождение может продолжаться все две недели святок; в старину
окрутники обязательно обходили все дома в селении.
Комментариев нет:
Отправить комментарий