вторник, 10 декабря 2013 г.

ПОДСТАКАННИКИ в русском ЧАЕПИТИИ.К проекту "Русское чаепитие" во 2"В" классе.

 
 
 
Сегодня подстаканник – вещь редкая и ценная. К тому же он считается предметом декоративно-прикладного искусства. Он появился в XVIII веке в России. Правда, этот факт могут оспорить антиквары, в руки которых попадают работы мастеров Польши, Финляндии, Германии, Англии, Ирана. Есть также теория, что подстаканники пришли с востока и их прародителям несколько тысяч лет. В пользу же русской версии говорит не только традиция нескончаемого русского чаепития, в котором нет четкой привязанности к определенным часам и ритуалам, но и то обстоятельство, что подстаканник как предмет сервировки чайного стола весьма редко встречается в мировых специализированных коллекциях и соответствующей литературе.
И именно подстаканник стал зеркалом русской истории и предметом нашей сегодняшней беседы.
 
 
 
 
Считается, что в дореволюционной России, женщинам разрешалось пить чай из фарфора, а мужчинам только из стекла... Сами понимаете, что чай тогда был горячим, стекло нагревалось, а значит, возникла предпосылка к появлению некого устройства, которое служило бы для того, чтобы защищать нежные ладони мужчин. Тут-то и появляется замечательное изобретение – металлический подстаканник.
В дизайне этого изделия была идеология, искусство, литература, история, города, личности. Подстаканники, которые часто делались на заказ и отражали индивидуальные вкусы, могут многое рассказать о структуре русского общества, о социальной психологии его различных слоев.





Первые подстаканники не отличались высокохудожественной работой: они были просты и по форме и по оформлению. Так на оружейном заводе в Туле выпускались подстаканники из латуни, что говорило о потенциальном покупателе – простом народе. Делались они и на других заводах России и выполняли только бытовую функцию.

Помимо выполнения чисто утилитарных функций, подстаканник, особенно из серебра, стал играть роль предмета, украшавшего обыденную жизнь мужчины. В этом отношении его можно сравнить с портсигаром, который также получил широкое распространение с середины XIX века. Их роднят используемые при производстве материалы (драгоценные и недрагоценные металлы), приемы технической обработки (литье, чеканка, филигрань), особенности стилистики орнаментов и такой немаловажный момент, как демократичность: подстаканник, как и портсигар,мог находиться в руках аристократа и чиновника, военного и купца, начальника и подчиненного, профессора и студента.

ПОДРОБНЕЕ и ЕЩЁ ИНТЕРЕСНЕЕ читайте ЗДЕСЬ.


Комментариев нет:

Отправить комментарий